Для того, чтобы разобраться в различиях этих двух понятий, нам придётся вернуться к истокам появления квестов с актерами.
Первые квесты с актёрами появились в конце 2014 года. Одним из первых стал квест-перфоманс "Коллекционер" от сети "Клаустрофобия". Квестоделы быстро поняли, что их комнаты можно "оживить". Квесты с актёрами дали ощутимый толчок развитию данной индустрии. Если смотреть на эволюцию квестов до перфомансов, то она будет выглядеть примерно так: классический квест (психбольница, тюрьма) → классический квест (разнообразные сюжеты) → страшные классические квесты → квесты с актерами (тюрьмы, психушки, страшные) → перфомансы (разнообразные вариации и сюжеты).
Как мы видим, квесты эволюционируют, развиваются и предлагают нам с вами все больше разнообразия, и это по-настоящему круто! Всем знакомо утверждение: "чем больше ходишь в квесты, тем сложнее тебя удивить". Можно сказать, что это утверждение и легло в основу развитя индустрии квестов, ведь никому не хочется проходить по сто раз психушки, убегать из тюрем и грабить банки.
Вернёмся к перфомансам и квестам с актёрами. Как мы говорили ранее, все квесты с актёрами ассоциировались непосредственно с хоррорами, и это не удивительно, ведь организаторы достаточно быстро поняли, что идти по пустому темному корридору и по такому же корридору в котором может кто-то выскочить - большая разница. Квест с актёрами добавляет интриги, заставляет многих сделать хороший глоток адреналина. Это дополнительные эмоции, а на выходе - восторженные отзывы и отличная разрядка для игроков, ну и, конечно же, сарафанное радио для организаторов. Практически каждый квеструм захотел построить пугалку лучше, страшнее и более захватывающую, чем у друзей-конкурентов. В ход пошли всевозможные сценарии из фильмов, мистика, триллеры, ужасы. Теперь почти в каждом городе есть свой слэшер, "Пила", "Фредди", "Сайлент Хилл", заброшенный дом или страшный подвал в котором вас напугают до чертиков, мурашек по спине и холодного пота.
И вот примерно в этот момент на сцену выходит слово "перфоманс" или "перфоРманс", кому как больше нравится (правописание и произношение на русском языке может быть двояким).
Performance [pəˈfɔːm(ə)ns] - выполнение, исполнение, представление, спектакль, концерт, шоу, выступление. (перевод с англ. multitran). Крутое модное слово, которое понравилось всем: и игрокам, и квестоделам - и его стали пихать везде. Невозможно найти тех, кто начал использовать это слово первым в мире в значении квеста с актером с элементом шоу. Как только слово начало звучать в квеструмах, на форумах и в отзывах - мы получили целую волну квестов-перфомансов, а иногда просто квестов с актерами, которые пытались преподнести, как перфомансы. Так в чем же разница?
Для начала давайте определимся, что актеры в обоих случаях играют немаловажную роль: они задают темп игры, пугают, выбивая вас из зоны привычного комфорта, заставляют вас поверить в реальность всего происходящего. И, само собой, главное отличие кроется именно в актерской составляющей.
1. Пожалуй, самая большая разница в том, что в квестах с актером этот самый актер используется просто как дополнительный антуражный предмет, то есть он не несет особой смысловой нагрузки. Актер может выскочить и напугать вас в любой момент, он не привязан ни к чему в игре, а действует в те моменты, когда игроки либо его не ждут, либо по отработанной схеме. По сути, его задача застать игроков врасплох неожиданными появлениями. Причем, эти появления могут быть не обусловленными сюжетом и должны вызвать ультразвуковой визг и грохот падающих кирпичей игроков. Иными словами, тут у актеров нет определенного сценария действий и потому, основной упор делается на импровизацию и элемент неожиданности.
В квесте-перфомансе игра актеров плотно переплетается с сюжетом и действиями игроков. В процессе игры актеры могут взаимодействовать с игроками в форме диалога или физического контакта и само собой жестко пугать. Как правило, актеры не появляются в игровом пространстве просто так − каждое их появление обусловлено сюжетом и несет в себе некий смысл. Актер направляет игроков, постоянно взаимодействует с ними (помогает или мешает сделать что-либо). В большинстве случаев, появление актеров можно предугадать, но вряд ли это поможет вам сдержать в себе эмоции в момент их появления.
2. Актеры в перформансе взаимодействуют с игроками на протяжении всей игры, не обязательно они должны ходить по пятам, но их присутствие чувствуется во всем.
В квестах с актером - аниматор обычно выходит в какой-то момент игры и пугает, иногда из-за решетки, иногда просто откуда-то издалека. Может появиться всего один раз.
3. В перфомансах актеры часто разыгрывают перед игроками какое-либо представление или маленькое шоу (кто-то кого-то может "убить", "съесть" или "ударить", они могут ругаться или спорить).
В квестах с актерами вы такого не найдете.
4. Чаще всего в перфомансе участвуют больше одного актера, ведь нужно устроить конфликт, про который мы вам писали выше.
В подавляющем большенстве квестов с актерами - аниматор один (могут быть исключения, которые только подчеркивают правило).
Примерно вот так выглядят основные отличия в этих жанрах. Несмотря на то, что перфомансы выглядят более убедительно, чем квесты с актерами - это не всегда так. Все зависит от организаторов, от профессионализма актёра, грамотно продуманного сценария и сюжета. Есть квестоделы, которые называют свой квест с актёром “перфомансом”, но это чаще всего происходит банально из-за непонимания специфики, а объяснить им разницу могут, пожалуй, единицы. Есть и другие примеры. Некоторые “квестмэйкеры” садят актера в посредственную игру и продают квест по завышенной стоимости, прикрываясь громким словом “перфоманс”. На сегодняшний день это актуально для российской квестиндустрии. Именно для таких ребят и существует наш рейтинг, в том числе, где любой пользователь может поделиться своим мнением и указать на недобросовестных организаторов (минутка собственной рекламы).
В настоящее время эволюция перфомансов продолжается их начинают разделять на хоррор-перфомансы, экшн-перфомансы, стэлс-перфомансы, массовые перфомансы и т.д., а иногда и вовсе заменяют слово "перфоманс" словом "театр", отличный пример компания "iLocked", а вслед за ней и большое число организаторов по всей России.
В погоне за тем, чтобы удовлетворить нужды всех игроков, организаторы начали разделять перфомансы на контактные (актеры могут иметь физический контакт с вами) и бесконтактные. А также ввели понятие "режим игры". Чаще всего организаторы предлагают несколько версий прохождения: хард (максимально страшно и иногда больно), медиум (средний уровень взаимодействия), лайт (актеры работают в бесконтактном режиме).
Конечно, все эти разделения достаточно условны, потому что нет определенной градации, что означает "хард", а что "лайт". И очень часто операторы и актеры сами корректируют уровень взаимодействия по ходу игры, наблюдая за тем, как та или иная команда реагирует на те или иные моменты в ходе игры. А вообще, очень многое зависит от актеров, они могут не доигрывать, могут где-то пропустить этап, могут прийти в плохом настроении или, наоборот, не рассчитать своих сил и даже навредить игре или игроку. И очень часто мы об этом даже не узнаем, ведь в квест мы играем всего один раз и воспринимаем собственную игру как эталон.
В завершение, хочется сказать, что квесты с актерами и перфомансы разнообразили, добавили эмоций и заняли свое почетное место в градации квестовых жанров. Мы даже не сомневаемся в том, что в будущем игры в таком формате будут еще больше набирать обороты, актеры будут становиться все более профессиональными, а организаторы придумают сотни и сотни новых сценариев и еще больше приблизят квесты к реальности.
Лучшие перфомансы и квесты с актерами вы можете выбрать вот тут: Топ-50
P.S. Благодарим за помощь в написании статьи Романа Горецкого (Cinema Quest)